Cепарация от родителей важный процесс взросления личности, и редко у кого он проходит гладко. Часто держат в детской позиции непеработанные обиды и боль, далеко не всегда причиненные родителем намеренно. могут причинять страдания ощущения похожести или наоборот, непохожести на родителя, и трудно разделить, где, собственно я, а где родитель во мне, со своими ценностями или установками, которые при таком раскладе, даже непонятно, полезны или нет.
Предлагаю упражнение, возникшее в процессе работы с родительской фигурой (возможно, аналогичные упражнения уже кем-то созданы и освоены).
Разделите лист бумаги на три части:
1. Что нравится в родителе (поведение, убеждения и т.д.) и чем я похож на него, то есть чему я научился и использую в своей жизни так, как считаю нужным. Это может занять некоторое время, так как далеко не всегда сразу очевидно, какой навык присвоен и какую пользу он несет, чем выгоден уже не для родителя, а для себя, какую пользу приносит мне.
2. Что не нравится в родителе, но я это перенял и хочу отказаться. Здесь тоже может быть сложно, могут возникать различные, не самые приятные чувства, так как есть вещи, которые в детстве или позже осуждались или еще как-то критично встречались ребенком, но позврослев, стали использоваться, хотя и с пониманием, что не полезно, например, слишком агрессивное поведение в определенных ситуациях. Возможно такое невольное копирование, является единственной осознаваемой формой близости к родителю, помочь может присвоение себе права быть непохожим, отличным и не быть отвергнутым за это.
|
3. Что не нравится и не использую сознательно, как не полезное для меня. Здесь осознанное право отказаться от установок (не от родителя в целом) и признание себя другим, отдельным от родителя.
В результате данного упражнения, возможно, появятся новые осознания собственного поведения, установок, и варианты выбора, как с ними обходиться, отвечая за свою жизнь из взрослой позиции.
Использование местоимения "я" в данном описании упражнения является фигурой речи.
Светлана Валлиулина.